Воскресенье, 05.05.2024, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
уроки 1-4класс [6]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Уроки » уроки 1-4класс

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

    Пояснительная записка

    Окружающий мир 3 класс

    Актуальность изучаемого курса

    Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

              Курс "Окружающий мир» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.

             Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая граждански ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

     

    Цель, решаемая  при реализации рабочей программы

         Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

    Задачи, решаемые при реализации рабочей программы

    1. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе, культуре, истории и современной жизни;
    2. Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
    3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
    4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
    5. Данная рабочая программа  является примерной и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 32);
    6. - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089
    7.  -Примерной  программы начального общего образования по окружающему миру, 2011Г.
    8. - Учебного плана МБОУ СОШ №173 на 2013-2014 учебный год
    9. Общая характеристика учебного предмета

           Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая граждански ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

             Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

             Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.

             В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

     - распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

     - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

     - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. 

     

     

    Специфика курса « Окружающий мир» состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный

    характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,  исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Место предмета в учебном плане школы 

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

    Количество часов в неделю 2 ч.                                      
    Количество часов   в учебном плане школы – 2 часа.

    Ценностные ориентиры учебного предмета.

    -Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    -Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

    -Наука как часть культуры , отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    - Человечество как многообразие народов, народов, культур, религий.

    - Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    -Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающийся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    -Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    -Труд и творчество как отличительная черта духовно и нравственно развитой личности.

    -Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    -Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    Личностные УУД.

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

     

     

    Содержание  курса  « Окружающий мир» (68 часов, 2часа в неделю)

    Как устроен мир (6 ч)

    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживоёй и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
          Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
          Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
          Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
          Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
          Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

    Эта удивительная природа (18ч)

    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
          Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
          Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
          Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
          Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
          Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
          Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
          Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
    ё      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
          Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

    Мы и наше здоровье 10 ч)

    Организм человека. Органы и системы органов.
          Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
          Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
          Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
          Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
          Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
          Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
          Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

    Наша безопасность (7ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
          Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
          Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
          Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
          Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
          Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
          Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

    Чему учит экономика (12 ч)

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
          Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
          Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
          Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
          Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
          Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
          Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
          Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
          Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

    Путешествие по городам и странам (15 ч)

    Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
          Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
          Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
          Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
          Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
          Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

    Формы контроля:

    - Проверочная работа

    - Проект

    - Практическая работа

    - Оценка достижений на уроке

     

    6. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса:

    Учащиеся должны знать: 

          человек — часть природы и общества;
          что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
          основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
          основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
          взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
          взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
          строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
          правила гигиены; основы здорового образа жизни;
          правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
          потребности людей; товары и услуги;
          роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
          некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
          Учащиеся должны уметь:
          распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
          проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
          объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
          выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
          выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
          владеть элементарными приемами чтения карты;
          приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

    Образовательные  ресурсы

     - Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013г.

    -  Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013 г.

     -  Атлас-определитель «От земли до неба»

    -  Электронное приложение.Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013г

             Учебники входят в  федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.

     

    Категория: уроки 1-4класс | Добавил: Luba (26.02.2015)
    Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024