ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технология 3 класс
Актуальность изучаемого курса « Технология»
Учебный предмет « Технология имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает ,как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Цели изучения технологии:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.
Задачи курса « Технология»
-духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями.
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формированиена основе овладения культурой проектной деятельности:
*внутреннего планадеятельности, включающего целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
* умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знаия о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда.
* коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности( умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения и т. д)
* первоначальных конструкторско-технологических знаний технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией, неукоснительного соблюдение правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места ;
* первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, навыков использования компьютеров;
* творческого потенциала личности.
Специфика курса « Технология»
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на Земле, воде, воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско- технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, при изготовлении изделия, учатся подбирать материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями
-знакомятся со свойствами материалов, инструментами , машинами , помогающими человеку при обработке сырья и создания предметов мира,
- знакомятся законами природы,
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком.
Данная рабочая программа является примерной и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 32);
-Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, 2011Г.
- Учебного плана МБОУ СОШ №173 на 2013-2014 учебный год
Общая характеристика курса
Теоретической основой данного курса являются:
- Системно-деятельностный подход- обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних , материальных действий с последующей их интериоризацией.
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности- понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений , навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся , но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
- Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, математики и литературного чтения.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве,. Что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса « Технология» в учебном плане.
На изучение технологии в 3 классе отводится 2 часа неделю. Курс рассчитан на 68 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегрированным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со веми предметами начальной школы.
Математика- моделирование, выполнение расчетов, работа с геометрическими фигурами.
Изобразительное искусство- использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций.
Окружающий мир- рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно- художественных идей для мастера, изучение этнокультурных традиций.
Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий.
Литературное чтение- работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Содержание учебного предмета
Как работать с учебником -1 час
Человек и Земля - 21 часов
-Архитектура. Городские постройки. Парк . Проект « Детская площадка». Ателье мод. Одежда. Пряжи и ткани.
Изготовление тканей. Вязание. Одежда для карнавала. Бисероплетение. Кафе. Фруктовый завтрак. Колпачок- цыпленок. Бутерброды. САлфетница. Магазин подарков. Золотистая соломка. Упаковка товара. Автомаастерская. Грузовик.
Человек и вода.-4 часа
Мосты. Водный транспорт. Проект « Водный транспорт». Океанариум. Проект « Океанариум». Фонтатаны.
Человек и воздух- 3 часа
Зоопарк. Вертолетная площадка. Воздушный шар.
Человек и информация – 5 часов
Переплетная мастерская. Почта. Кукольный театр. Проект « Готовим спектакль». Афиша
Обобщение изученного материала 1 час
Формы контроля:
- Изготовление изделия
- Проект
Требования к уровню подготовленности учащихся
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов:
- знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
- соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделия, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
-различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
-оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
-овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
-осмыслить понятие развертка, усвоить правила построения развёртки;
-знать приёмы составления композиции;
- освоить понятия масштаб, чертёж, эскиз, технический рисунок, схема;
-уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
-уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
-знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
-освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки ); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
- освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу ( холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-уважительно относиться к чужому мнению, результатам труда мастеров;
-понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
-учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
-учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастера родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
-учится понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
-находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
-с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
-уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Образовательные ресурсы:
- Технология .3 класс -Электронное приложение к учебнику. М.,; Просвещение, 2013.
- Роговцева Н.И. Технология .3 класс. Учебник М.,; Просвещение , 2013
- Роговцева Н.И. Технология .3 класс. Рабочая тетрадь. М.,; Просвещение, 2013
|