ИКТ на уроках в начальной школе: возможности и реализация
«Детская природа явно требует
наглядности. Учите
ребенка каким-нибудь пяти словам, и он будет долго
и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит
их на лету »
К. Д. Ушинский
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на совершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование - преподавание» пришло «образование- взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые сферы. Вот уже и до начальной школы добрались.
Я убедилась, что использование ИТ на уроках способствует активизации внимания , восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе.
В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие.
Мой практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на уроках и во внеклассной деятельности.
Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками.
Возможности мультимедиа позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, учащиеся спрашивают у меня: «Что интересного будет сегодня?». А это значит, что еще до урока есть учебная мотивация, развить и поддержать которую – одна из важнейших творческих задач учителя.
Русская пословица гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Реализовать на уроках один из важнейших признаков дидактики- принцип наглядности -значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Например, курс математики по УМК Н.Ф.Виноградовой содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многое другие. Здесь нам на помощь и пришла мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.
Применение КТ на уроках также способствует развитию навыков контроля, самоконтроля.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией у меня больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся.
Детям с особенностями в развитии компьютер становится помощником: выполняя индивидуальные задания( возможно, с дополнительной наглядностью, со справочным материалом), ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам.
Для учащихся с высокой познавательной мотивацией я готовлю дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Иногда я привлекаю таких ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ.
Таким образом, с помощью мультимедийных уроков я решаю не только задачи уроков, но и общеучебные задачи формирования ИКТ компетенций младшего школьника.
При систематическом проведении мультимедийных уроков идет формирование общеучебных умений и навыков: умении и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитии способностей планировать и принимать решения; развития творческого мышления и другие.
Конечно, подготовка мультимедийного урока или отдельного модуля к нему – довольно трудоемкий процесс, требующий времени, достаточного уровня технической подготовки и владения технологией разработки презентационного сопровождения к уроку.
Я считаю, что такие уроки выполняют не только функции учебного процесса, но и функцию сплочения семьи, т к . после таких уроков у детей возникает желание тоже сделать презентацию .Они ее делают, а помощь конечно, идет от родителей или старших братьев или сестер.
Осина Любовь Васильевна, учитель начальных классов.
|